top of page

ОБЫКНОВЕННАЯ ГАДЮКА, или ПРЕНЕПРИЯТНЕЙШЕЕ СОСЕДСТВО

Обыкновенная гадюка (таково официальное научное название этого пресмыкающегося) распространена на континенте по всему лесному поясу Европы и Сибири. На севере она населяет Скандинавию, Финляндию, Карелию (целиком), на Кольском полуострове доходит почти до Мурманска. В этих краях северная граница области обитания змеи почти полностью повторяет границу распространения ели.

Для успешного существования группировке гадюк (эти змеи всегда живут «очагами») необходимо сочетание трёх вариантов «угодий». Во-первых, это зимнее убежище. В нём не должно быть воды, а температура не может опускаться ниже нуля на протяжении всех 6–8 месяцев зимовки. Такими убежищами служат покрытые дерниной или лесной подстилкой гряды валунов, полости под пнями и деревьями в сухих торфяниках по краям болот и т. п. Гадюки зимуют скоплениями (находили до 800 змей вместе) и иногда собираются сюда со значительной территории. Во-вторых, необходимо наличие определённого пространства, где есть и участки для обогрева, и временные укрытия. Дело в том, что сбалансированное протекание физиологических функций организма пресмыкающихся (они неспособны вырабатывать собственное тепло и зависят от температуры окружающей среды) возможно лишь в определённом диапазоне достаточно высоких температур. Оптимальная температура тела обыкновенной гадюки составляет обычно 25–30°, и достигается она только при обогреве на солнце. А избегать как перегрева, так и охлаждения помогают укрытия. Угодья такого рода — это открытые берега водоёмов с лугами, прогалины и редины в лесу, сухие холмы у болот, скалы-сельги и т. п. Наконец, третье условие существования гадюк это, естественно, наличие пищи: мелкие грызуны и землеройки, лягушки, птенцы мелких птиц в низко расположенных гнёздах. Змеи не прожорливы, за всё лето одна гадюка охотится не более 15 раз и потребляет количество пищи немногим большее, чем весит сама, но всё же …

Гадюки греются на разрытой кабанами полянке…

Гадюки греются на разрытой кабанами полянке…

… и на старом бревне

... и на старом бревне

В сплошных лесных массивах сочетание всех трёх условий на ограниченной территории встречается совсем нечасто, а потому в дикой природе поселения этих змей редки и малочисленны. Ситуация для гадюки на севере Европы кардинально изменилась начиная со Средневековья (V–VI века нашей эры), когда подсечка леса превратилась в основную и прогрессирующую систему землепользования. Лес «секли» чтобы сжечь древесину и золой удобрить почву для посевов, чтобы расчистить пространство для пастбищ и сенокосов, чтобы получить материал для строительных и производственных нужд. Стремительный рост населения требовал всё большей лесосеки. Например, в Финляндии за XVIII–XIX вв. через подсеку прошло 85% территории. «Росчисти» различного назначения со временем приходили в запустение и зарастали, превращаясь в идеальное местообитание обыкновенной гадюки. Получается, что человек столетиями формировал среду обитания этой змеи, и плотность её населения на «освоенных» указанным способом пространствах в десятки раз превышает численность в естественных местообитаниях.

Широко и глубоко преобразованная сельским и лесным хозяйством южная часть Карелии для гадюки очень хороша. Вырубки на начальных стадиях зарастания и лесные склады древесины, окрестности посёлков, сенокосы и пастбища с зарослями кустарника по краям, кучи и гряды валунов, собранных с обрабатываемых участков, округлые бока скал, повсеместная близость водоёмов и болот… Трудно найти в этих местах деревню или дачный посёлок, вблизи которых не соблюдались бы перечисленные выше условия безбедного существования гадюк. Потому и приходится считаться с постоянным соседством этой змеи.

В нашем заповеднике одно из поселений обыкновенной гадюки располагается близ водопада Кивач. Его владения включают гряду камней у берега реки, две пожни общей площадью около 3 га и территорию усадьбы с музеем природы, дендрарием, жилыми и хозяйственными постройками. Змей мы здесь встречаем постоянно с конца апреля по сентябрь. То у кустов или кочек травы, то у края дороги, то на огородных грядках, досках и брёвнах. А одна самка долгое время днём устраивалась в теплице и на ночь уползала в щель между брёвен. Так привыкла, что иной раз не поворачивала головы, когда люди приходили поливать.

Крупная беременная самка у крыльца дома на усадьбе заповедника «Кивач»

Крупная беременная самка у крыльца дома на усадьбе заповедника «Кивач»

Повсюду в южной Карелии обитает ещё одно змеевидное пресмыкающееся — безногая ящерица с названием Веретеница ломкая (тоже, кстати, обычный посетитель усадьбы заповедника «Кивач», включая экскурсионную зону). В народе её часто называют «медянкой» за характерный металлический блеск и бронзовую окраску. Различий между змеёй и безногой ящерицей масса, остановлюсь лишь на наиболее характерных. Гадюка ядовита, веретеница абсолютно безвредна. Хвост гадюки короче тела в 7–9 раз, у веретеницы он по длине почти равен телу и может обламываться — как у многих видов ящериц. «Телосложение» веретеницы плотное, ящерица неспособна сворачиваться в спираль или клубок, как змея с её чрезвычайно гибким позвоночником. При испуге движения гадюки стремительны, веретеница всегда медлительна. Различна структура покровов: у змеи чешуйки расположены по отдельности на эластичной коже, а у веретеницы они плотно срослись, образовав подобие панциря. Окраска веретениц однообразна и исчерпывается той, что показана на двух наших фотографиях. Окраска гадюк чрезвычайно разнообразна, и зигзаг на спине виден почти всегда, кроме абсолютно чёрных экземпляров. Глаза гадюки с вертикальным зрачком не закрываются, так как нет век, а у веретеницы — есть, и она моргает, как и положено любому наземному позвоночному животному. При приближении человека змея довольно громко шипит, веретеница немá. Понятно, что при внезапной встрече с гадом — не до сравнительной аналитики, не до измерения длины хвоста и разглядывания глаз. Проще так: запомнить, как выглядит веретеница, как неловки её позы и скованы движения, а если всё иначе — перед нами ядовитая гадюка.

Портрет самки гадюки (слева) и самца веретеницы (справа)

Портрет самки гадюки (слева) и самца веретеницы (справа)

Самка веретеницы впитывает солнечное тепло, которое едва пробивается сквозь облака

Самка веретеницы впитывает солнечное тепло, которое едва пробивается сквозь облака

Гибкий позвоночник и подвижные рёбра позволяют змее принимать замысловатые позы

Гибкий позвоночник и подвижные рёбра позволяют змее принимать замысловатые позы

Бóльшую часть времени гадюки тратят на обогрев, а беременные самки только для этого и покидают укрытия. Можно утверждать, что поддержание таким способом постоянной высокой температуры тела есть основное занятие змеи. Наши встречи с гадюкой почти исключительно случаются тогда, когда та пребывает в сонном состоянии на дневной поверхности.

Обоюдная выгода: чем больше общий объём, тем проще сохранять тепло

Обоюдная выгода: чем больше общий объём, тем проще сохранять тепло

У змей вообще и у гадюки в частности привычные нам органы чувств не развиты: они глухи, плохо видят, а невероятно тонкое обоняние «работает» лишь на расстоянии выброшенного изо рта языка. Хорошо разогретая змея всё же чувствует приблизившегося человека и всегда стремительно уползает. Но если она пребывает в заторможенном состоянии, мы можем на неё ненароком наступить или, не видя, опереться рукой и т. п. И тогда немедленно следует укус. Прыгать гадюки не могут (нечем отталкиваться), но умеют мгновенно выкидывать переднюю часть туловища примерно на треть его длины. То есть при длине тела 60 см (очень крупная для наших мест змея) раскрытая зубами вперёд пасть будет выброшена на длину растопыренной ладони взрослого человека.

Про укусы

Молвил юный Лемминкяйнен,

Так он матери ответил:

«Пастушишка в мокрой шапке

…………………………..

Из волны гадюку поднял

И усталого пронзил он;

Я не знал, что с раной сделать,

Как лечить укус гадюки,

Как сказать от змей заклятье».

Калевала, руна пятнадцатая (574–584)

Дмитрий, мой добрый приятель, а тогда студент-дипломник, так описал свои ощущения от полученной «производственной травмы» в Приложении к дипломной работе. «В момент укуса я ощутил острую боль, которая почти сразу закончилась. На пальце образовалась точечная ранка, из которой появилась маленькая капелька крови. Примерно через 5 минут палец потерял чувствительность и перестал сгибаться, а в месте укуса стал заметен быстро увеличивающийся отёк. Ощущалась лёгкая тошнота и головокружение, сопровождающиеся учащённым сердцебиением и обильным потоотделением, однако эти явления быстро прекратились.

Ещё через 5 минут отёк сильно увеличился и распространился на бóльшую часть кисти, появилась заметная «дёргающая» боль в области укуса, онемели и частично обездвижились третий и четвёртый пальцы руки.

По прошествии 25 минут отёк распространился на всю кисть и кистевой сустав. Появилась боль и заметный отёк в локтевом суставе, сильно увеличился подмышечный лимфатический узел.

Ещё через 20 минут стал заметен очень сильный отёк предплечья, чувствовался озноб и пульсирующая боль.

К утру следующего дня отёк распространился до нижней трети плеча. Я был госпитализирован в травматологическое отделение Кондопожской районной больницы, откуда выписан через пять дней со значительным уменьшением отёка, в удовлетворительном состоянии».

Руки Дмитрия Гордиенко через три с половиной часа после укуса

В больнице Дмитрию вкололи противостолбнячную сыворотку, поставили капельницу с физиологическим раствором и давали димедрол.

В Карелии смертельных случаев от укусов гадюки не зафиксировано. А вообще известно, что редкие смерти, в основном среди детей, случались лишь в результате безграмотного «лечения». Как правильно поступать — об этом неустанно повторяют все публикации про гадюк. Надо как можно скорее выдавить (или высосать — если во рту нет повреждений или кровотечения из дёсен) из ранки кровь вместе с ядом. Удаление яда сразу после укуса — крайне необходимая и очень эффективная мера. Затем следует наложить водочный компресс и отправляться к врачу. Все прочие «народные» средства: перетягивание жгутом, надрезы, прижигания, втирание земли, слюны или керосина, употребление алкоголя лишь дополнительно травмируют конечность, снижают сопротивляемость организма и способствуют проникновению опасных инфекций.

Цветные фото Анатолия Кутенкова и Юстаса Эркко

Монохромное фото Юстаса Эркко, ретушь Валентины Ротькиной-Качаловой

Избранные записи
Новые записи
bottom of page